Неточные совпадения
Строился
новый город на
новом месте, но одновременно с ним выползало на свет что-то иное, чему еще не было в то время придумано названия и что лишь в позднейшее время сделалось известным под довольно определенным названием"дурных страстей"и"неблагонадежных
элементов". Неправильно было бы, впрочем, полагать, что это"иное"появилось тогда в первый раз; нет, оно уже имело свою историю…
Нужно было на его место поставить свежего, современного, дельного человека, совершенно
нового, и повести дело так, чтоб извлечь из всех дарованных дворянству, не как дворянству, а как
элементу земства, прав те выгоды самоуправления, какие только могли быть извлечены.
Вспомните, сколько различных
элементов столпилось на нашем маленьком европейском материке, когда старые соки перебродились, сколько
новых жил открылось и впустило туда свежей и молодой крови?
В
новой мистике должен быть силен профетически-мессианский
элемент, и в ней должен раскрыться подлинный гнозис, который не будет заключать в себе космического прельщения старых гностиков.
Машина создается при помощи материальных
элементов, взятых из старой природы, но в нее привходит что-то совершенно
новое, не природное уже, не принадлежащее к старому космическому порядку.
В общем все эти маленькие люди являлись протестующим
элементом против
новых дельцов.
Но в этом его
новом состоянии все-таки еще остается главный
элемент ссылки: он не имеет права вернуться на родину.
— Ну, теперь я и другими господами займусь! — сказал Павел с мрачным выражением в лице, и действительно бы занялся, если бы
новый нравственный
элемент не поглотил всей души его.
Генеральская усадьба имеет вид очень странный, чтоб не сказать загадочный. Она представляет собой богатую одежду, усеянную множеством безобразных заплат. Дело в том, что она соединила в себе два
элемента: старую усадьбу, следы которой замечаются и теперь, в виде незаровненных ям и разбросанных кирпичей и осколков бутового камня, и
новую усадьбу, с обширными затеями, оставшимися, по произволению судеб, недоконченными.
Ей нравились и крупное землевладение, и аристократический
элемент, и усиление губернаторской власти, и демократический
элемент, и
новые учреждения, и порядок, и вольнодумство, и социальные идейки, и строгий тон аристократического салона, и развязность чуть не трактирная окружавшей ее молодежи.
Но тотчас же после них опять худшие, грубейшие, менее христианские
элементы общества поднимаются вверх, подвергаются вновь тому же процессу, как и их предшественники, и опять через одно или несколько поколений, изведав тщету плодов насилия и пропитавшись христианством, спускаются в среду насилуемых и опять заменяются
новыми, менее грубыми, чем прежние, насильниками, но более грубыми, чем те, которых они насилуют.
Но, рассуждая таким образом, мы, очевидно, забывали завещанную преданием мудрость, в силу которой «
новые веяния времени» всегда приходили на сцену отнюдь не в качестве поправки того или другого уклонения от исторического течения жизни, а прямо как один из основных
элементов этой жизни.
В этом живом муравейнике, который кипит по чусовским пристаням весной под давлением одной силы, братски перемешались когда-то враждебные
элементы: коренное чусовское население бассейна Чусовой с населявшими ее когда-то инородцами, староверы с приписными на заводе хохлами, представители крепкого своими коренными устоями крестьянского мира с вполне индивидуализированным заводским мастеровым, этой
новой клеточкой, какой не знала московская Русь и которая растет не по дням, а по часам.
Он был царем русским в трудное время;
новые, чужие
элементы отвсюду пробивались на смену отжившей старины, которая не имела за себя ничего, кроме привычки и невежества.
Такое дитя — был
новый век: в нем были и есть
элементы романтической мечтательности и классического пластицизма; но они в нем не отдельны, а неразъемлемо слиты в его организме, в его чертах.
Эта чистая, непорочная дева вошла в Марию и составляет
нового человека в священном
элементе Бога.
«Посвящение» в мистерии, по немногим дошедшим до нас сведениям, сопровождалось такими переживаниями, которые
новой гранью отделяли человека от его прошлого [Вот известное описание переживаний при посвящении в таинства Изиды у Апулея (Metam. X, 23): «Я дошел до грани смерти, я вступил на порог Прозерпины, и, когда я прошел через все
элементы, я снова возвратился назад; в полночь я видел солнце, сияющее ясно белым светом; я предстоял пред высшими и низшими богами лицом к лицу и молил их в самой большой близости» (accessi confinium mortis et calcato Proserpinae limine per omnia vectus elemanta remeavi, nocte media vidi solem candido coruscantem lumine; deos inferos et deos superos accessi coram et adoravi de proximo).
С тех пор почти каждое беллетристическое произведение, намекающее на
новые кристаллизации
элементов, встречалось с большим или меньшим вниманием, но с постоянным недоверием к изображению
нового кристалла.
В обществе проявилось желание иметь
новые картины, захватывающие большие кругозоры и представляющие на них разом многообразные сцены современной действительности с ее разнообразными
элементами, взбаламученными недавним целебным возмущением воды и ныне оседающими и кристаллизующимися в ту или другую сторону.
Творчество человека предполагает три
элемента —
элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество
нового и небывшего,
элемент дара и связанного с ним назначения и
элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы.
В оригинальное творческое создание всегда привходит
элемент свободы, и это и есть то ничто, из которого творится небывшее,
новое.
Каким образом, спрошу я, могли народиться те носители
новых идей и стремлений, какие изображались Герценом, Тургеневым и их сверстниками в 40-х годах, если бы во всем тогдашнем культурном слое уже не имелось налицо
элементов такого движения? Русская передовая беллетристика торопилась выбирать таких носителей идей; но она упускала из виду многое, что уже давно сложилось в характерные стороны тогдашней жизни, весьма и весьма достойные творческого воспроизведения.
Мне было то приятно, что я так скоро после петербургских мытарств мог отдаться писательскому труду, и связь с Россией, с родной литературой как бы делалась
новым живительным
элементом, не допускала хандры, которая, весьма вероятно, и подкралась бы.
В тогдашнем Петербурге вагнеризм еще не входил в моду; но его приезд все-таки был событием. И Рубинштейн относился к нему с большой критикой; но идеи Вагнера как создателя
новой оперы слишком далеко стояли от его вкусов и традиций. А"Кучка", в сущности, ведь боролась также за два главных принципа вагнеровской оперы; народный
элемент и, главное, полное слияние поэтического слова с музыкальной передачей его.
Химия производилась в огромном старом корыте с разведенным в нем коровьим пометом и другими
элементами, образовывавшими
новые соединения.
Но
новая духовность должна заключать в себе и профетический и мистический
элемент.
В теократической идее самого Достоевского смешиваются разнородные
элементы, старые и
новые.
— Так, вдруг, в два-три месяца, по панскому хотению, по щучьему велению! Для такого рода фокусов не родился еще
новый Пинетти. Позвольте же спросить: из какого же
элемента он создан? Не из еврейского ли?
И
Новый Завет не открыл
новых, своих
элементов общественности.
Творчество
нового Града не может быть построено на ветхих
элементах общественности, на государстве, праве, хозяйстве,
элементах, пребывающих в дотворческой мировой эпохе.
Новая общественность сотворится не из
элементов «мира», она сотворится в «мирском» смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой общественной эволюции, из Духа, а не из мира.
«Человеческое творчество не содержит в себе ничего метафизически
нового, оно лишь воспроизводит и воссоздает из имеющихся, созданных уже
элементов и по вновь находимым, воссоздаваемым, но также наперед данным образцам.
Новый Град не может твориться из
элементов ветхой общественности.
По этому пути шли все науки человеческие. Придя к бесконечно-малому, математика, точнейшая из наук, оставляет процесс дробления и приступает к
новому процессу суммования неизвестных бесконечно-малых. Отступая от понятия о причине, математика отыскивает закон, т. е. свойства, общие всем неизвестным бесконечно-малым
элементам.